Время теряет терпение по отношению к Volkswagen, чьи планы сократить расходы на 10 миллиардов евро провалились. Немецкий автопроизводитель объявил об остановке производства на своем заводе в США в Чаттануге, в то время как другие заводы в Китае и Европе, как сообщается, находятся на грани закрытия.
В новом отчете из Германии утверждается, что генеральный директор Volkswagen Group Оливер Блюм рассматривает возможность увольнения 30 000 рабочих в Германии, рискуя начать открытую войну с профсоюзами. В последнее время много писали о Volkswagen, пытаясь охватить масштабы трудностей, которые переживают немецкий автопроизводитель и его руководство. За последние два года о компании никогда не было недостатка в плохих новостях. Однако 2024 год, по прогнозам, станет катастрофическим, поскольку руководители Volkswagen будут вынуждены принимать крайне непопулярные решения. К ним относятся закрытие заводов и увольнение рабочих — табуированная тема в немецкой рабочей культуре с сильным влиянием профсоюзов.
Volkswagen поставил себя в уникальную ситуацию, слишком медленно или вообще не реагируя на тектонические сдвиги в автомобильной промышленности. Когда-то хвалили за исключительное качество сборки своих автомобилей, но автопроизводитель из Вольфсбурга пропустил мимо себя две важные тенденции. Во-первых, он медленно отреагировал на тенденцию электромобилей, которую начала Tesla, а когда он наконец среагировал, то сделал непродуманные шаги. Они в конечном итоге дали обратный эффект. Второй тенденцией стали програмно-управляемые автомобили, еще одно новшество Tesla, которое застало Volkswagen врасплох.
Главная проблема Volkswagen: недостаточные продажи автомобилей. Каждое из этих событий вымирания могло бы быть не более чем легким неудобством для целеустремленного автопроизводителя с ресурсами концерна. Все видели, как Toyota, Ford, GM и другие довольно успешно оседлали волну антиэлектромобильной пропаганды, продолжая при этом оттачивать свои стратегии в отношении электромобилей в фоновом режиме.
Вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении своих операций с ДВС, Volkswagen саботировал сам себя, разрушив единственную репутацию, которая у него была: что он производит высококачественные автомобили. Меры по сокращению расходов были настолько поразительны в некоторых массовых моделях, таких как Golf или ID. электромобили, что они начали проявляться в сокращении продаж. Сокращение продаж составило ошеломляющие 500 000 единиц, потерянных только в Европе, как сообщил финансовый директор Volkswagen Group Арно Антлитц сотрудникам в штаб-квартире автопроизводителя в Вольфсбурге 4 сентября. Это эквивалентно двум автомобильным заводам без каких-либо перспектив восстановления в ближайшем будущем. Volkswagen вынужден сократить расходы и скорректировать производство в соответствии с новой реальностью, иначе его ждут ужасные последствия.
Закрытие заводов в Германии впервые на повестке дня. Ранее в этом месяце сообщение о том, что Volkswagen впервые за 87-летнюю историю компании рассматривает возможность закрытия заводов в Германии, вызвало резонанс во всей отрасли. В сообщении утверждалось, что было принято решение закрыть один крупный автомобильный завод и один завод по производству комплектующих в Германии. Представители профсоюзов, которые занимают половину мест в наблюдательном совете компании, были в ярости. Несколько дней спустя Volkswagen объявил, что расторгнет несколько трудовых соглашений, включая гарантии занятости до 2029 года на шести немецких заводах. Это проложило путь к более радикальным мерам в будущем. Volkswagen, возможно, и не закроет два завода в Германии, но он, безусловно, планирует такие непопулярные меры. Руководители Volkswagen, вероятно, подготовили своих сотрудников к болезненным сокращениям, преувеличив последствия, чтобы сделать реальные решения более терпимыми.
Хотя закрытие заводов в Германии — деликатный вопрос, у рабочих завода Audi в Брюсселе есть все основания для беспокойства. В предыдущем отчете указывалось, что завод, производящий Audi Q8 e-tron, первым рухнет, поскольку продажи электрического внедорожника резко упали. Немногим отстает завод в Нанкине, Китай, где Volkswagen и его местный партнер SAIC производят автомобили Volkswagen Passat и Skoda. Volkswagen отступает по всем фронтам. Китай — крупнейший рынок Volkswagen, и там он сталкивается с наибольшими проблемами. Рост местных автопроизводителей отбросил западные компании в сторону, и Volkswagen оказался среди наиболее пострадавших. С падением продаж автомобилей с ДВС и нераспродаваемой линейкой электромобилей, несмотря на масштабное снижение цен, концерн обречен на провал.
Даже его завод по производству электромобилей в Чаттануге, штат Теннесси, находится под угрозой, и производство приостановлено до следующего года. Официально производство будет остановлено до тех пор, пока Volkswagen не найдет решение проблемы с дверной ручкой ID.4. Согласно отчету об отзыве, около 100 000 электромобилей затронуты странной неисправностью, которая позволяет воде проникать внутрь и вызывать неисправность печатной платы, которая может вызвать команду «открыть дверь» во время движения. Если бы Volkswagen ID.4 был чемпионом продаж, немецкий автопроизводитель при необходимости напечатал бы печатную плату за ночь. Однако нетрудно представить, что компания не очень заинтересована в производстве большего количества единиц ID.4, пока продажи сокращаются. В первой половине 2024 года Volkswagen продал менее 24 000 единиц ID.4, что на 28% меньше, чем год назад. Закрытие завода в Чаттануге было необходимо, а отзыв дверных ручек стал идеальным оправданием.
Десятки тысяч сотрудников откладывают рождественские планы. К сожалению, плохие управленческие решения не влияют на руководство. Даже при увольнении руководители компании получают щедрые выходные пособия. Однако основная тяжесть сокращений ложится на плечи штатных сотрудников. В случае Volkswagen это будет колоссально, несмотря на его мощные профсоюзы. Увольнение работников неизбежно, и компания уже готовит почву для таких непопулярных мер. Работники завода Audi в Брюсселе получили проблеск надежды, когда, по слухам, китайский автопроизводитель Nio был заинтересован в приобретении завода. Однако генеральный директор Nio Уильям Ли отрицал какие-либо планы по инвестированию в основные средства. У него есть свои собственные проблемы с ликвидностью, и покупка старого завода — последнее, что стоит на повестке дня. Остроумно, Ли задал инвесторам риторический вопрос: как Nio может позволить себе завод, который Audi не может себе позволить? Это разбило все надежды тысяч бельгийских рабочих.
Однако немцы находятся не в лучшем положении. Согласно новому отчету, Volkswagen планирует сократить до 30 000 рабочих мест в Германии. Это составляет одну десятую всех сотрудников Volkswagen в стране. Плана по реорганизации немецких операций Volkswagen нет, но на данный момент увольнения кажутся неизбежными. Согласно отчету, концерн планирует сократить численность своих работников НИОКР вдвое с нынешних 13 000 сотрудников в Германии. Неясно, как Volkswagen получил эту цифру и является ли она реальной. Не вызывает сомнений, что профсоюзы будут бороться изо всех сил, а их не так уж мало. Бывший генеральный директор Volkswagen Group также хотел сократить 30 000 рабочих мест в Германии. В конце концов, единственным сотрудником, потерявшим работу, стал сам Дисс после короткой, но содержательной ссоры с профсоюзами.