Доступные автомобили не обязательно должны быть опасными. Хотя это кажется очевидным, автомобильная промышленность уже много лет настаивает на том, что любая модель либо дешевая, либо безопасная. Для автопроизводителей они не могут быть и тем, и другим.
Все что необходимо, посмотреть историю краш-тестов, чтобы увидеть, как справлялись дешевые автомобили. Они либо смертельные ловушки, либо авто, продающиеся по ценам, которые сделают их недоступными для многих клиентов. Maruti Suzuki решила противоречить своим конкурентам с помощью Dzire 2024 года. Это седан, получившеий пять звезд в недавно пройденных им тестах Global NCAP и стоимостью, эквивалентной 8000 долларов США. Страна производства Индия. Хотя его длина составляет всего 4 метра, а колесная база 2,45 м, превращение такого компактного и дешевого автомобиля в безопасную машину является крупным инженерным достижением.
Было бы проще добиться этого с более крупным и дорогим автомобилем. В то же время Dzire заставляет задуматься о том, что автопроизводители забыли, как делать доступные автомобили. В Индии, к счастью, похоже, они этого не сделали. Даже если $8000 это чуть больше, чем в три раза ВВП на душу населения. Он в настоящее время составляет около $2500. Хотя это было бы выгодной сделкой на большинстве рынков, но не так уж и дешево там, где это производится. Дело в том, что Индия сохранила свои промышленные мощности.
В своем стремлении снизить производственные издержки большинство автопроизводителей решают продавать модели, задуманные для Европы или Японии, в развивающихся странах вместо того, чтобы разрабатывать проекты специально для этих рынков. Поскольку эти модели для развитых стран часто дороги в производстве, простой способ сделать их доступными это разочаровать покупателей и заставить брать большие кредиты. Есть и вторая сторона. Безопасность водителя и пассажиров зависела от того, где они проживают.
Пример последний Ford Ka. Разработанный и спроектированный в Бразилии как мировой автомобиль, он продавался в Европе как Ka+. По иронии судьбы, у бразильских автомобилей не было боковых дверных балок, что привело к позорному нулевому рейтингу в тесте Latin NCAP. В 2019 году Ford «исправил» это, добавив нижние боковые защитные брусья на передние двери и балку на крыше. Все, чтобы сделать салон менее подверженным деформации. Задние двери по-прежнему не имели никакой защиты. У европейского автомобиля были нижние и верхние дверные балки, а также больше усилителей салона.
Maruti Suzuki не является глобальным игроком, как Ford. Он начал свою жизнь как совместное предприятие Suzuki и правительства Индии. В конце концов оно превратило его в публичную компанию, продав свои акции Suzuki. Хотя несколько моделей являются общими с моделями в линейке японского автопроизводителя, Dzire является эксклюзивом для индийского рынка. Даже если он родился как производная от седана Swift. Вероятно, именно это помогло Maruti Suzuki изменить курс, когда дело доходит до безопасности. Компанию часто обвиняли в производстве небезопасных автомобилей в Индии. Они были легче японских моделей, на которых они были основаны. Хотя это помогло им сэкономить топливо, это также поставило под угрозу ударопрочность. Уходящая модель Dzire набрала всего две звезды в своем краш-тесте, что показывает, насколько продвинулась новая версия.
Dzire 2024 года предлагает шесть подушек безопасности и электронный контроль устойчивости (ESC) в стандартной комплектации. Однако его кузов является главной демонстрацией того, как доступный автомобиль может быть безопасным. Его пространство для ног и кузов были признаны устойчивыми, чего не мог предложить предыдущий Dzire. В аварии они деформировались, что могло зажать, серьезно покалечить или даже убить пассажиров. Будем надеяться, что Maruti Suzuki сравняется или даже превзойдет стандарты, которые новый Dzire установил для будущих автомобилей.
Независимо от того, справится ли он с этим или нет, новая пятизвездочная модель показывает, что доступность и безопасность могут идти рука об руку. Если это возможно только с местными инженерами, пусть так и будет. Они могут заимствовать мировые платформы в процессе, если это поможет сократить расходы на разработку. Однако им также следует дать шанс придумать что-то безопасное, легкое в ремонте и дешевое в производстве, подходящее для рынков, которые они должны знать лучше, чем кто-либо другой. Если бы это не было прибыльным, Maruti Suzuki не сделали бы этого, или, по крайней мере, ожидаем, что так будет. Rivian и Lucid сжигают деньги с каждой проданной машиной в надежде, что однажды они станут прибыльными. В худшем случае они молятся о том, чтобы у них было время разработать модели, которые действительно предназначены для зарабатывания денег, а не просто дорогие визитные карточки.
Отвергая проекты, предназначенные для других рынков, автопроизводители прибегают к ленивому процессу проектирования, который заинтересован только в соблюдении слабых местных законов. Некоторые из которых не уважают даже правила Организации Объединенных Наций (ООН) по обеспечению безопасности автомобилей, которые считаются абсолютным минимумом для безопасных транспортных средств. Автопроизводители часто говорят, что обязательные глобальные правила сделают их бизнес невозможным в некоторых странах. Dzire доказал, что это не так. Однако локальное развитие не является волшебной пулей.
Люди часто отмечают, что секрет успеха некоторых новых автомобильных компаний, таких как BYD и Tesla, заключается в вертикализации. Это означает, что они производят большинство компонентов, которые понадобятся их автомобилям. Эти люди забывают, что помогла успешная вертикализация, а не сама идея. Генри Форд также пытался это сделать и в конце концов понял, что поставщики это лучшее решение. Когда дело доходит до безопасности и доступности, локализация разработки также кажется лучшим способом. Однако при условии, что есть хорошая команда инженеров, как, похоже, у Maruti Suzuki. Смогут ли конкуренты последовать тем же шагам, зависит от них. Автомобильная промышленность может просто поблагодарить (или проклясть) индийского автопроизводителя за то, что он доказал, что это возможно. Клиенты по всему миру должны сделать свой выбор.