
Некоторое время назад был озвучен список из пяти концепт-каров от брендов GM, которые так и не были запущены в производство. Из-за опасений, что они будут конкурировать с Corvette. Похоже, здесь есть некая закономерность: попробуйте переплюнуть Corvette, и GM «включит» непреднамеренную цепную реакцию, которая медленно убьет компанию. Нетрудно заметить ощутимое изменение траектории в GM примерно в то время, когда Corvette стал ее флагманским спортивным автомобилем. Он был создан в далеком 1953 году, тогда в Северной Америке работало не менее шести дочерних отделений GM.
Chevy, Pontiac, Oldsmobile, Buick, GMC и Cadillac представляли собой зенит американского OEM-производителя автомобилей с точки зрения плодовитых модельных рядов. У каждого бренда был свой набор характеристик и уловок, которые помогали им отличаться друг от друга на рынке, заполненном в основном его собственными братьями и сестрами. Chevy был брендом, который начал путь к достижению американской мечты. Собрав немного мелочи можно купить простой грузовик Chevy или седан серии Deluxe. А если достаточно потрудится, можно уже задумываться о Corvette.
Между тем, Pontiac был дерзким, молодежным брендом. Доступное, но качественное авто большого купе, седана или кабриолета с немного большим шиком и призывом к спортивности. Что делало бренд уникальным в семье GM. Затем был Oldsmobile. По теме, похожей на Pontiac, но с более элитным ощущением и индивидуальной линейкой двигателей V8. В свое время Buick предлагал одно из лучших сочетаний комфорта, мощных моторов и смелого стиля по соотношению цена-качество. А, Cadillac тогда был ближе к Bentley или Rolls-Royce по качеству, чем BMW или Audi.
Компания постоянно искала способы, чтобы удивить своих клиентов. Это проявилось в том, как эти OEM-производители создавали концептуальные спорт кары. Buick Wildcat II 1954 года был фейерверком среди машин. Двухместным авто с откидным верхом, задним приводом, открытыми передними крыльями и впечатляющим 322-кубовым двигателем Buick V8. То же самое касается Oldsmobile и Pontiac, которые в том же году, что и Buick, представили концепции F-88 и Bonneville Special соответственно. Хотя сам по себе он был похож на Corvette, F-88 выглядел явно более изысканным, можно сказать даже роскошным. Оснащенный 324-кубовым движком Olds V8, с агрессивным стилем эпохи реактивных самолетов в целом смотрелся гораздо экзотичнее, чем Corvette.
То же самое относится и к Pontiac Bonneville Special, спидстеру с купольной крышей, рядной восьмеркой объемом 268 кубических дюймов. Еще и с запасным колесом, интегрированным в заднюю часть кузова. Если бы страницы истории перевернулись немного иначе, любой из этих трех концептов GM мог бы найти свой путь на стоянки дилеров GM прямо рядом с Корветом. Конечно, не было недостатка в захватывающих форм-факторах спортивных автомобилей и соответствующих им первоклассных трансмиссиях. Как у любого из этих конкурентов GM Corvette. Нельзя сказать, что один только болид сможет «спасти» такого крупного производителя в долгосрочной перспективе.
Специалисты согласны с тем, что автопроизводитель, который постоянно получает зеленый свет для творчества, более способен выдержать пресловутые штормы. С которыми отрасль столкнулась позже. Wildcat II был передан в музей, Pontiac Bonneville и Oldsmobile F-80 сняты с производства. Какова была окончательная судьба этих марок после того, как их мечты о спорт карах были разрушены? Что ж, каждому из них предстояло пережить долгий и глубокий спад качества. Который продолжался задолго до 1973 года и окончания первого глобального нефтяного кризиса. В случае Pontiac и Oldsmobile каждый из них старался сохранить прежнюю клиентскую базу. К сожалению, не получилось.
Для двух брендов, которые гордились доступной мощностью, ограничения по выбросам и неспособность идти в ногу с более компактными и эффективными японскими машинами на протяжении десятилетий делали их «хромыми утками». В конце концов, после многих лет постоянной борьбы, в 2004 году закрылась компания Oldsmobile, а в 2009 за ней последовала компания Pontiac. Что касается Buick, его линейка кроссоверов SUV оставляет желать лучшего. В наши дни он гораздо больше известен продажей за рубежом в Китае, чем дома.
Может ли авто действительно изменить имидж бренда настолько, чтобы поднять остальную часть модельного ряда? Даже специалисты не могут сказать наверняка. Но точно одно: все это является частью процесса отказа от интересных концепций в пользу более простых, традиционных и более прибыльных альтернатив. Похоже, GM пошла совершенно по другому пути, как только решила, что Corvette станет эталоном в сегменте спортивных автомобилей.