Были времена, когда игрушечные машинки были простыми и веселыми. Простые приспособления с четырьмя колесами, крошечным кузовом на тарелке и бесконечными фантазиями, в которых все были кем угодно. От автогонщиков до полицейских и механиков. Последняя роль досталась тем, у кого были более совершенные автомобили с инерционными колесами. Игрушечный электромотор сегодня был эквивалентом Лада в реальной жизни.
Этот крошечный механизм творил чудеса, заставляя машину двигаться по полу, ковру, тротуару и любой ровной твердой поверхности, по которой она катилась. Идея гениальна в простоте. Толкнуть игрушку и ось закрутится. Шестерня на крошечном стержне, соединяющем два колеса, передавала движение меньшей шестерне, которая вращала маховик. Физика, лежащая в основе этого, ведь все элементарн. Вращающаяся масса инерционного колеса имеет достаточно энергии, чтобы поддерживать вращение диска, тем самым передавая движение ведущим колесам через «коробку передач». На самом деле это скорее раздаточная коробка, что позволяет игрушке продолжать движение.
Использование маховиков в реальных автомобилях не является чем-то новым. В большинстве двигателей внутреннего сгорания он используется для обеспечения плавного вращения кривошипа между рабочими тактами. Но установка инерционного колеса в легковом автомобиле встречается не так уж и часто. Это было сделано в Швейцарии, но на автобусах, а не на автомобилях, с удовлетворительными для той эпохи (50-е годы) результатами. Оно не было основным источником энергии для автомобиля. Тем не менее, использовалось в качестве резервного и включалось только при определенных обстоятельствах. Например, швейцарцы (развивавшие тогда свою троллейбусную сеть) использовали инерционные автобусы на маршрутах, где линии электропередач не были проложены непрерывно от одного конца до другого.
Транспортное средство использует электрические линии для питания своих двигателей, а также вращает большое инерционное колесо. Когда автобус достиг точки, где заканчивались линии электропередачи, он просто покатился под действием инерции, запасенной в большой вращающейся массе маховика.
Что ж, некоторые люди, особенно фанаты, не слишком отходят от своего внутреннего четырехлетнего ребенка и всегда очарованы игрушками, независимо от их размера. А какая команда может лучше воплотить детские воспоминания в реальность, чем изобретатели Сибиряки из Новосибирска. Они оснастили советскую «Жигули 6», не иначе как, увесистым куском металла и придали ему крутой вид. Общая масса стальных дисков составила двести килограм. Они изготовлены из двух листов. Помните, это Россия, поэтому самое надежное решение по монтажу сборки – это на глазок. Lada была изменена, чтобы разместить вращающуюся стальную плиту над багажником. Заднеприводный автомобиль был оснащен вторым дифференциалом для передачи мощности от 1,3-литрового рядного четырехцилиндрового двигателя мощностью 59 л.с., 84 Нм к маховику.
Принцип прост. Карданный вал, выходящий из коробки передач, не проходит прямо через штатный дифференциал. Перед ним второй дифференциал, повернутый на 90° в сторону, воспринимает крутящий момент двигателя. Выглядит это так. То, что раньше было выходом, осевой вал второго дифференциала, теперь является входом. Бывший вал-шестерня стал механизмом отбора мощности, который вращает инерционное колесо через набор шкивов и клиновых ремней.
Когда автомобиль движется под действием двигателя, маховик сзади набирает скорость. Когда водитель выключает сцепление или полностью выключает четырехцилиндровый двигатель, «Лада» движется накатом благодаря инерции, заключенной в большом диске сзади. Результаты впечатляют, если не сказать больше. С учетом добавленной массы оборудования Lada массой 950 килограм составляет около 1500 кг. Это всего лишь личная оценка, учитывая весь дополнительный металл. При движении по снегу накатом автомобиль полностью останавливается всего за семь метров. При этом инерционное колесо не получает никакой мощности двигателя.
Затем ребята повторили испытание, но на этот раз ремни маховика были надеты. Результат был замечательным. Только за счет силы инерции «Лада» прокатилась на 123 метра, почти в 18 раз больше, чем в первом заезде. Даже на низких скоростях кусок стали несет в себе достаточно потенциальной энергии, чтобы создать огромный беспорядок, если что-то пойдет не так.
Для дополнительного развлечения мастера провели шуточное испытание. На поддомкраченной «Ладе», с поднятыми колесами и работающим двигателем с крутящимся маховиком они сбросили машину на землю. Удивительно, но инерция сделала свое дело и откатила машину на 66,5 метра. И помните, испытания проводились на холостом ходу на первой передаче. Стоит ли нам ждать второго раунда испытаний, когда правильно настроенный и сбалансированный узел будет работать на скоростях шоссе. Это было бы почти как детская игра, не правда ли.