
Западная Европа любит свои родные автомобильные бренды. По причинам, которые часто сводятся исключительно к национальной гордости, преимущество домашнего поля является реальным фактором. И действующим в таких странах, как Германия, Великобритания, Франция и Италия. Вот почему стремительный взлет румынской Dacia Duster по всему континенту тем более примечателен. Будучи производителем, столь же связанным со своей национальной идентичностью, как Ferrari в Италии или Chevrolet в США, Дастер является настоящей силой. С которой приходится считаться по всей Европе.

Зная хоть что-то об истории Dacia до падения коммунизма, а также обо всех неурядицах, которые последовали за этим, — можно понять, насколько невероятным был подвиг. Но сначала, чтобы понять, почему Европа сходит с ума по Duster, достаточно взглянуть на его стандарты. На протяжении трех поколений моделей и 15 лет производства компания неизменно добивалась успеха в сегменте компактных кроссоверов. С передним расположением двигателя и приводом на 2/4 колеса, которые завоевали подавляющее большинство в мировой автомобильной промышленности. Забудьте о гигантских двигателях большого объема и всех этих наворотах.

Даже если современные образцы оснащены всеми теми же технологиями, которые должны быть установлены во всех новых авто. Если иное не предписано законом, в Duster приоритет отдается эффективности! Но это не отразилось отрицательно на стремительном 13-процентном росте общих продаж. Если спросить 64 000 человек, которые уже купили Дастер 2025 года, они, вероятно, скажут, что это просто отважный, экономичный автомобиль. В котором достаточно места для троих детей и всех их вещей в багажнике. В наши дни Duster может даже быть напичкан функциями и удобствами для жизни.

Чтобы не вдаваться в длинную тираду об истории Dacia, можно с уверенностью сказать, что у компании был своего рода «защищенный» статус знаменосца-автопроизводителя. Первый завод был построен в районе города Питештьер и завершен в конце Второй мировой войны. Объект был заказан безжалостным диктатором и видным пособником Оси Ионом Антонеску. Предназначался для производства до 600 двигателей в месяц для IAR, ведущего производителя истребителей в Румынии. После войны готовый завод был передан национализированной румынской железнодорожной службе. В этот период были добавлены дополнительные объекты. Расширив территорию и превратив ее в один из самых загруженных промышленных центров на Балканах. Позже генеральный секретарь Коммунистической партии Николае Чаушеску основал государственную компанию по созданию румынского автомобиля для народа. Их первое творение, модель 1300, представляло собой переделанный французский седан Renault 8.

С небольшим 1,1-литровым двигателем и компактными размерами. За десятилетия до этого была создана формула, схожая с той, которую однажды возьмет на вооружение Duster. Последующие модели, такие как 1300 на базе Renault 12 и ее потомок 1310, стали знаковыми символами румынской жизни в поздние коммунистические и ранние посткоммунистические годы. Но самым большим фактором перемен для Dacia, который однажды привел к появлению современного Duster, стало не падение режима Чаушеску. А то, что в сентябре 1999 года румынское правительство официально заключило соглашение с Renault о прямой покупке Dacia. Наряду с японскими Nissan и Mitsubishi, а также (до 2022 года) российской Lada, Dacia присоединилась к консорциуму автопроизводителей. Который по масштабам сможет соперничать с GM или VW. Этот массовый приток западных авто технологий и персонала представлял собой квантовый скачок в направлении Dacia как компании. Это больше не примитивный производитель, строящий автомобили настолько дешево, насколько это вообще возможно.

Под новым руководством компания была нацелена на рост до мирового производителя. Который делал машины по тем же стандартам, что и в Западной Европе. Начиная с Logan 2004, платформа Renault/Dacia B0 балансировала на тонкой грани между дешево — сердито. Но при этом обеспечивала современную безопасность и функциональность. Четыре года спустя та же платформа породила супермини Sandero. Этот автомобиль так же известен своей удивительной практичностью, большим пространством для ног задних пассажиров и превосходной топливной экономичностью. А еще тем, что его разбил грузовик в румынском спецвыпуске Top Gear.
Сами по себе Logan и Sandero были вполне пригодными к эксплуатации маленькими малолитражками. Но вы не сможете пробиться на рынок Западной Европы с одним лишь небольшим седаном и хэтчбеком. Чтобы покорить рынок нужен был небольшой внедорожник. Базовый Duster от Dacia дебютировал на ледовых гонках Andros Trophy в ноябре 2009. Новинка 2010 модельного года — Duster — оснащалась рядом энергичных четырехцилиндровых двигателей. Как с турбонаддувом, так и без него, а также дизельным вариантом по желанию. Благодаря корпоративному партнерству с Nissan, в Дастер использовалась система полного привода Nissan.

Современные удобства, такие как ABS и контроль тяги, привнесли в машину уровень динамичного современного вождения. Эту идею с большим успехом восприняло первое поколение молодых румын, повзрослевших в посткоммунистическую эпоху. Но самой большой силой Дастера была не его топливная экономичность или его удобные для семьи внутренние размеры. Это была цена! Скромные 10 500 евро для начала на румынском рынке за самый простой образец с приводом на два колеса. Добавление полного привода добавляло всего 2 000 евро к цене.
Первое поколение Duster имело огромную популярность на массовом рынке. Какой не имел ни один румынский автомобиль до этого. К 2016 году около 20 000 из 70 000 автомобилей Dacia, проданных в Великобритании, были Duster. В Южной Америке он вообще стал одним из самых продаваемых внедорожников. Когда в 2017 первое поколение Duster уступило место второму, производитель сохранил ту же платформу B0, что и предыдущая модель. При примерно тех же габаритах и внутреннем пространстве, что и раньше, ряд двигателей от Renault, такие безделушки, как система контроля слепых зон, бесключевой доступ, ДХО и электроусилитель руля, сделали акцент на технологиях и функциях. И краш-тесты Euro/Latin NCAP того периода это доказали.

Но впечатляющий ряд специальных версий, таких как SE Twenty и Duster Extreme, а также такая же конкурентоспособная цена, как и у предыдущей модели, позволили второму поколению Duster еще больше укрепить позиции Dacia. Стало понятно, что это жизнеспособный производитель экономичных автомобилей как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Но что еще важнее, Duster помог Dacia пройти через кардинальное обновление бренда в начале 2020-х годов.

Третье поколение выглядело похоже, но было совершенно новым внутри. Исчезли основы B0; на их месте та же архитектура CMF-B LS Sandero III и Logan III, а также более крупные Bigster и Jogger. Duster III более угловатый, более брутальный. И имеет на 30 мм больше места для ног во втором ряду по сравнению с предыдущей моделью. Но самое главное, Duster теперь комплектуется выбором из двух гибридных трансмиссий. Одна с трехцилиндровым турбодвигателем, а другая с четырехцилиндровым N/A.
В салоне семидюймовая цифровая панель приборов, дополненная десятидюймовым центральным экраном со всеми современными функциями безопасности и помощи водителю. Со всеми соответствующими требованиям ЕС, помогает Duster III, историческому, доступному народному автомобилю Dacia отлично вписаться в современную Европу. Все это отлично отражается на продажах!
